Методы работы с детьми
Диагностические методы:
Нейропсихологическая диагностика. Исследование (когнитивных) познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи, для составления индивидуальной программы коррекции.
Каждая программа нацелена на помощь конкретному ребёнку, способствуя расширению его индивидуальных возможностей, имеющих огромное значение для успешного обучения.
Проективные методы диагностики. Применяются в работе с детьми с 4-х лет и старше. Это рисуночный метод проекции психического бессознательного. Через рисунок ребёнка можно узнать о его глубинных проблемах, которые им самим обычно не осознаются, можно увидеть актуальные (сегодняшние) переживания, страхи, тревоги и т.д.
Диагностическая беседа. Беседа с ребёнком представляет собой сложный и трудоёмкий процесс. Основные задачи – увидеть различные проявления психических и личностных особенностей. Её уникальность заключается в создании атмосферы доверительного и раскрепощённого общения. Оно позволяет сформировать представление о развитие речевой, мыслительной, коммуникативной сферы; о проявлениях характера и стереотипах поведения. Услышать об интересах ребёнка, его мировоззрении, отношениях с близкими и чужими людьми, сверстниками; поговорить о чувствах: радости и горя, неуверенности и сомнения, о несбыточных мечтах и потребностях.
Кроме названных и общеизвестных методов, существуют частные методы диагностики, которые разрабатывались в процессе моей практической деятельности и прошли проверку на эффективность.
Методы психологической помощи и психокоррекции:
Метод развивающего обучения – направлен на развитие потенциальных способностей и умственных возможностей ребёнка. Позволяет включать резервы психики - зоны «ближайшего развития». Путём специальных упражнений, увеличивается объём памяти и внимания, развиваются способности обобщать и анализировать, строить логические выводы и умозаключения, развивать речь, мелкую моторику и т.д. Для этого, я использую специальный развивающий материал, с которым ребёнок работает с интересом, удовольствием и пользой.
Работа проводится по индивидуальной программе, составленной по результатам нейропсихологического обследования ребёнка.
Игровая психотерапия (сказкотерапия). Сущность такой работы состоит в установлении особых отношений, между психологом и ребёнком. Ребёнок принимает на себя какую-либо роль в игре(сказке), которая способствует самовыражению, самораскрытию, обретению опыта самостоятельного принятия решений, разрешению внутреннего конфликта, отражению чувств и переживаний. Терапевтический эффект достигается после серии регулярных занятий с ребёнком.
Арт-терапия - это такая форма психокоррекции, которая применяется с детьми с 4-х лет и старше. В её основе лежит творческий процесс, позволяющий в особой символической форме, трансформировать и проработать психотравмирующую ситуацию. Через игру, рисунок, сказку - происходит выход сильных эмоциональных переживаний, снимается нервное напряжение и тревожность, уходят страхи и негативные состояния, повышается самооценка и уверенность. Этот метод даёт стойкий психотерапевтический эффект, затрагивая проблемы скрытые в бессознательном и освобождая психику, от их негативного влияния на организм ребёнка.
Индивидуальное психологическое консультирование взрослых
Включает диагностику психологического состояния и использование различных подходов в решение выявленных проблем.
Успешно применяется в работе с подростками и взрослыми. Позволяет увидеть и осознать собственные проблемы, принять правильное решение и сделать определённые выводы. В процессе консультирования, формируется способность к самооценке, самоанализу, преодолению любых трудностей.
Следовательно, снижается тревожность, уходит напряжение, появляется уверенность и спокойствие.